E-mail: info@opera-ballet.com.ua Касса театра: 778-44-69 - Коммерческая касса: 744-82-19 - Главный администратор: 778-44-73 - Приемная: 744-03-26
Welcome visitor you can log in or create an account

Под занавес сезона

Штраус — это бог. И человечество должно совершать к нему паломничество, как к папе Римскому!

Есть великие композиторы, которые творят для избранных. Их почитают десятки тысяч знатоков. И есть такие, что внятны всем, - от королей до аборигенов. Таков Иоганн Штраус. Его знаменитая оперетта «Летучая мышь» пятый десяток лет живет на Днепропетровской оперной сцене. Убрать её из репертуарной афиши театра невозможно: не позволят зрители. Сознавая ответственность перед публикой, дирекция пригласила режиссера Виталия Денисенко, «обновить» спектакль нуждающийся, если не в реставрации, то в косметическом ремонте. На том и порешили: коренных изменений делать не станем, но освежить спектакль и навести марафет необходимо. Но Штраус не пожелал согласиться с первоначальными достаточно скромными намерениями театра и внес свои коррективы. Не рискнём назвать «Летучую мышь», заявленную на 26 июня (пятница, 19.00) премьерой. Однако, оставить без предварительных комментариев возрождаемый спектакль не годится. И кто, как не Денисенко, ответит на вопросы, связанные с предстоящим свиданием днепропетровцев с новой сценической версией любимого спектакля. Но прежде визитные данные постановщика

Из резюме заслуженного деятеля искусств Украины В. Денисенко

Актер и режиссер по образованию и профессии, он ярко заявил о себе еще студентом Киевского института театрального искусства на сцене Днепропетровской русской драмы. Длительное время возглавлял Молодежный и Украинский музыкально - драматические театры в Запорожье. Ныне режиссер плодотворно сотрудничает не только с отечественными, но и зарубежными коллективами. Спектакли Денисенко видели зрители Германии, Франции, Польши, России. Режиссер много работает в жанре оперетты, мюзикла, музыкальной комедии. В Днепропетровске на сцене театра Шевченко с успехом идет его «Марица», в театре Горького спектакли: «Пришел мужчина к женщине» и «Секрет вечной молодости».

Виталий, насколько знаю, в оперном театре вы дебютант. Что может привлечь профессионально состоявшегося режиссера драматической сцены в оперу?

В опере есть то, чего нет в театре драматическом. Прежде всего, многочисленность творческого коллектива, масштабы сцены, наличие мощных художественных средств воздействия на публику. Даже отдельно взятый вокальный голос способен воздействовать на аудиторию сильнее, чем сказанное слово. Тут же - хор, солисты-вокалисты. Кроме того в распоряжении постановщика симфонический оркестр и балетная труппа. У каждого из перечисленных мною коллективов свои индивидуальные выразительные способы воздействия на зрителя. И как же увеличивается их диапазон, сила, яркость, когда они объединяются. Каким мощным может оказаться художественный результат такого синтеза! Говоря это, я имею в виду не чисто арифметическое сложение составляющих оперного спектакля и парад его возможностей. Задача режиссера найти образные и выразительные мизансцены для эффективной работы синтеза. Привлечь дополнительные встречные усилия всех участников спектакля для этой цели. Вот тот притягательный магнит, который вызывает у меня профессиональный интерес к театру оперы.

Слушая вас, вспоминаю частые дискуссии между ревнителями чистоты оперного жанра и поборниками синтетического музыкального искусства. Первые категорически не приемлют оперетту, считая её падчерицей оперы. Вторые - за расширение жанрового пространства на оперной сцене. Чья позиция Вам ближе? И способны ли артисты оперы профессионально достойно работать в оперетте?

Думаю, работа в оперетте помогает расширить диапазон возможностей артиста оперы, помогает избегать рутины, не даёт закостенеть. Но в конечном итоге все решает художественное качество работы. Учтем и то, что при кажущейся лёгкости жанра, работать в оперетте ничуть не легче, чем в спектакле оперном. Случается, что и сложнее. Ведь артист должен не только музыкально петь, но и играть, хорошо двигаться, танцевать, иметь чувство юмора, быть физически выносливым, искусно владеть дыханием, иначе он просто задохнётся. На репетиции артист работают с дирижёром, партнёрами, балетмейстером. Ему нужно слушать оркестр, видеть дирижёра, взаимодействовать с партнёром, при этом чисто петь и профессионально танцевать. Работа сложная и затратная, требующая повышенной концентрации и отдачи. Но зритель не должен видеть его трудовых усилий. Оперетта —жанр легкий и нескучный.

По первой своей профессии вы артист. В работе режиссёра она Вам помогает?

Наверное помогает в том смысле, что я понимаю актера, его чувства, психологию. При необходимости могу что-то сыграть и показать. Не для того, чтобы артист копировал меня. Режиссёрский показ помогает точнее определить поставленную цель и указать, в каком направлении актёру следует работать. Показывая, я преувеличиваю, прибегаю к гротеску, стараюсь зажечь актёра эмоционально.

Виталий Иванович, по мнению театральных людей Вас знающих, Вы — человек и режиссер глубокий, склонный к поиску абсолютных истин и духовных ценностей. Насколько комфортно Вы чувствуете себя в таком легкомысленном жанре, как оперетта «Летучая мышь»?

В оперетте я не приемлю пошлых крайностей. Других ограничений не нахожу. «Летучая мышь» в моем понимании это анекдот без пошлости. Это светлая улыбка человеческого разума и гения музыки (последнее отношу к Штраусу). Они помогают укреплять человеку его иммунную защиту в той неблагоприятной ситуации, в которой мы живем сегодня. Как режиссер, я верю в энергию воздействия театра на зрителя. И ценю возможность дарить людям хорошее настроение: светлое, радостное, позитивное. Очень надеюсь, что Иоганн Штраус одобрит наш спектакль сделанный нами с самыми добрыми чувствами к публике.

P.S. Первый показ обновленной «Летучей мыши», он же заключительный в театральном сезоне 2015, состоится 26 июня (пятница, 19.00).