E-mail: info@opera-ballet.com.ua Касса театра: 778-44-69 - Коммерческая касса: 744-82-19 - Главный администратор: 778-44-73 - Приемная: 744-03-26
Welcome visitor you can log in or create an account

История театра

История Днепропетровского академического театра оперы и балета

Дата рождения театра — 26 декабря 1974

Основоположники:

  • Марк Литвиненко — директор,
  • Анатолий Арефьев — художник,
  • Петр Варивода — дирижёр,
  • Василий Киосе — хормейстер,
  • Людмила Воскресенская — балетмейстер.

Во многом благодаря их таланту, авторитету и энергии во вновь открытом театре была собрана коллекционная труппа с богатейшим потенциалом творческих возможностей. Основу её составили выпускники консерваторий и хореографических училищ большой страны Советов, прошедшие жёсткий конкурсный отбор. Художественными ориентирами для молодых — музыкантов, певцов, танцовщиков — служили их 35-36-летние коллеги ( «старики“!), уже имевшие признание, опыт, мастерство. В опере — Нонна Суржина (прима), Анатолий Даньшин, Николай Украинский, Николай Полудённый — солисты-“первачи». В балете (тут «старики» и вовсе непростительно молодые!) —Леонора Эллинская (прима), Алла Петрина, Ольга Загуменникова, Николай Войтенко, Виктор Рогачёв. В оркестре — незабвенный Гарри Логвин, первый его концертмейстер. (Называю лишь самые громкие имена из числа первопроходцев.)

Характерные черты, отличавшие новорожденный театр: забота об освоении и популяризации классики ( «Кармен», «Севильский цирюльник», «Жизель», «Щелкунчик» и др.) и готовность к экспериментальному поиску ( «Порги и Бесс», «Лесная песня», «Материнскоеполе», «Дон Жуан» и др.) Так достигалась цель — создание современного музыкального театра с широким спектром жанров, сценических форм и средств. Уже в первые два года было поставлено 18 (!) спектаклей. Среди них: гранд-оперы и камерные, балеты и дивертисменты, оперетты и концерты, детские спектакли и музыкальные вечера. «Днепропетровское чудо», о котором так много и охотно писалось и говорилось в советских СМИ не было лишь красивым мифом. Программу его осуществляла высокопрофессиональна команда, объединенная желанием делать (с нуля, с первого кирпичика!) новый театр, не отягощенный рутиной обветшалых канонов. Их энтузиазм заряжал труппу: репетиции будущих спектаклей велись параллельно со строительными работами. Презентация Оперы длилась неделю. Девять произведений были представлены зрителям. В числе их и те, что станут её визитной карточкой:«Князь Игорь», «Риголетто», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» и др. Воспоминания о блистательном начале надолго согреют души всех, кто так или иначе оказался причастным к открытию Днепропетровской оперы. А если быть протокольно точным — её возрождению. (Первичный опыт создания театра относится к 1931 г. в 1941 он был эвакуирован в Красноярск, где объединился с одесской труппой. После войны Днепропетровский рабочий оперный театр — ДРОТ — официально прекратил деятельность.) Сегодняшняя биография Оперы, позволяет надеяться, что укоренилась она прочно и необратимо. Всеобщие интерес, любовь и признание, дарованные новорожденному «назубок» в 1974 году, немало тому содействовали.

Правда, некоторую досаду вызывала недальновидность властей. В мегаполисе, имевшем престижный музыкальный театр, отсутствовали необходимые для его жизнеспособности консерватория и хореографическое училище. Разумные доводы и пожелания художественного руководства Оперы не были услышаны, что отзовётся в дальнейшем серьёзными проблемами. Но случится это ещё не скоро. А пока Днепропетровский театр пребывает на балу удачи. Ему сопутствуют внимание критики, любовь зрителей, официальные знаки признания. Коллектив много и успешно гастролирует. Не однажды выступает на столичных сценах Киева и Москвы. Спектакль «Богдан Хмельницкий»получает самую высокую оценку; он удостоен Национальной премии им. Т.Г. Шевченко. Лауреатами её стали: художник А. Арефьев, дирижёр П. Варивода, хормейстер В.Киосе и солисты — Н. Суржина, А. Даньшин, Н. Украинский. Наградной список активно пополняют имена молодых мастеров сцены: В. Коваленко, Л. Гавриленко, О. Загуменникова, Л. Плетнёва, М. Полудённая, Т. Омельченко, З. Кавац,В. Арефьев, А. Востряков, Н. Братков, А. Басалаев, В. Навротский, О. Николаев, Ю. Чайка и др. Театр продолжает стратегический курс на обогащение репертуара: классического ( «Травиата», «Трубадур»,«Щелкунчик», «Шопениана», «Дон Кихот» и др.) и современного (опера И. Дзержинского «Тихий Дон»; балеты — К. Молдобасанова «Материнское поле», В. Власова «Асель» и др.) Складываются удачные творческие тандемы во вновь пришедшем пополнении художественно-постановочной команды: балетмейстер З. Кавац, художник В. Арефьев, режиссёр Е. Бузин, хормейстер И. Недзвецкий, дирижёры Н. Шпак, А. Чепурной. Прекрасно образованные, ищущие современный театральный язык, они привносят в деятельность коллектива свежее осмысление музыкальной драматургии, элементы новой эстетики и стилистики. Особо плодотворны их обращения к произведениям украинских авторов («Запорожец за Дунаем», «Возвращённый май»,«Знаменосцы»). Событийными в биографии театра станут прокофьевские балеты ( «Шут», «Блудный сын», «Ромео и Джульетта»), опера Пуччини «Мадам Баттерфляй», «Джоконда» Понкьелли. Истинным праздником для зрителей явятся «Большой вальс» Штрауса, «Сильва»Кальмана. Зримым подтверждением высокого уровня театра послужат гастроли — 1988 г. в Москве на сцене ГАБТа (высший знак отличия в советское время!) Неоценима в том заслуга Анатолия Васильевича Арефьева и маэстро Бориса Игнатьевича Афанасьева, народного артиста России. Мощь их таланта, безупречная творческая репутация поднимали имидж Оперы, были гарантом её художественных достоинств. Приводимые факты — красноречивое свидетельство успешного вступления театра в пору зрелости.

Подобно судьбе человеческой, театральная жизнь состоит не только из восхождений, подъёмов, победных достижений. Нередко в звучание фанфар вплетаются минорные ноты, вызванные неудачами, снижениями, потерями. Случается, невосполнимыми. Уходят безвозвратно «отцы-основатели» театра — Арефьев, Литвиненко, Киосе. Скорбный мартиролог увеличивается с годами (маэстро Афанасьев,Варивода…).

Болезненно переживает театр смену творческих лидеров и поколений. Осложняет ситуацию и подступающая перестройка(недостаточноефинансирование резко снижает выпуск новых спектаклей). В нелёгких условиях выживания театр возглавляют: режиссёр Юрий Чайка, дирижёр Владимир Гаркуша, хормейстер Иосиф Недзвецкий (после его отъезда ответственность за судьбу хора примет на себя Валентин Пучков-Сорочинский). Но и в критический период поддерживала коллектив мощь потенциала, заложенная при основании. Вопреки негативным обстоятельствам, театр продолжает свою жизнедеятельность. Больше того, театр использует позитивный момент постперестроечного времени: возможность зарубежных поездок, усматривая в них и шанс выживания, и творческий стимул. Опера активно ищет и находит свою нишу в культурном пространстве Европы (гастроли в Болгарию, Польшу, Францию, Ирландию). С приобретением опыта расширяется география поездок (Ливан, Китай, Иордания, Израиль, США, Италия). Сегодня они естественная и неотъемлемая часть жизни коллектива (гастроли в России, Испании, Португалии, Бельгии, Германии). Как ни парадоксально, существование в условиях чрезвычайных стимулирует театр к поиску новых форм и возможностей, деловых и творческих контактов. Он становится более динамичным, прагматичным и современным. Эта тенденция выявляется в создании при театре профессиональной хореографической школы, системных опытах международных проектов. Последние лишь частично известны днепропетровской публике ( «Турандот» на площади, «Кармен»-шлягерс участием приглашенных звёзд оперы и эстрады, др.). Заметно расширяются жанровые границы музыкального театра, помогающие обрести разумный компромисс между популярной классикой и элитарным искусством для немногих. Примеры такого рода: балеты Олега Николаева в формате неоклассики и джаза ( «Блюз…„, „Танго нашего двора“, „Академиявдохновения“); спектакль „Тайный брак“ режиссёра Алексея Коломийцева, Концерт для маэстро с оркестром (музыкальныйруководитель обоих проектов Владимир Гаркуша).

Событийным моментом в биографии театра, явилось присвоение ему высокого и обязывающего звания «Академический“ в марте 2003 года. Обнадёживающим дополнением к нему послужило открытие в Днепропетровске в 2004 г. филиала Харьковской консерватории, позднее получившего статус Днепропетровской консерватории. Всё сказанное внушает веру, что уникальное искусство единственного в Приднепровье театра оперы и балета не канет в Лету.